Асфальтовые покрытия автомобильных дорог, пешеходных дорожек и аналогичных объектов всегда имеют многослойную структуру. Она необходима для обеспечения высокой прочности и устойчивости покрытия к износу, для эффективного поглощения и распределения нагрузки.
Внешние слои асфальтового покрытия принимают на себя непосредственную нагрузку от движущегося транспорта и других факторов окружающей среды. Поэтому к их обустройству необходимо относится особенно тщательно.
Внешние слои асфальтовых покрытий более твердые и прочные, чем нижние. Они должны иметь высокие показатели сопротивления к деформации, механическому износу, растяжению.
Для внешнего слоя дорожной одежды используется несколько слоев асфальтобетона, которые отличаются по плотности. Сначала производится укладка асфальтовой смеси с большей плотностью, а затем с меньшей. Подушкой для них служит слой щебня (обычно гранитного) – либо смесь крупной и мелкой фракции (40-70 мм), либо два слоя – сначала мелкие камни, а потом крупные.
Менее плотный асфальтобетон, который является самым внешним слоем дорожного полотна, отличается следующими особенностями:
- высокими показателями прочности и устойчивости к износу;
- шероховатой поверхностью, которая положительно сказывается на сцеплении автомобильных колес с дорогой;
- способностью предотвращать попадание воды внутрь дорожного полотна, а значит увеличивать срок службы покрытия.
По составу асфальтобетон для внешних слоев дорожного полотна бывает трех видов:
- Песчаный. Не слишком прочный и долговечный, поэтому используется только там, где на дорогу не воздействуют большие нагрузки, например, на тротуарах, в пешеходных зонах.
- Гравийный. В качестве наполнителя в нем выступает гравий с фракцией 20-40 мм. Отличается высокими эксплуатационными качествами, может использоваться при обустройстве любых дорог. Но сегодня применяется не слишком часто.
- Щебеночно-мастичный. Обладает лучшими качествами из всех разновидностей асфальта, создает прочное покрытие. Чтобы битум не растекался, в асфальт добавляют целлюлозные волокна. Щебеночно-мастичный асфальт можно применять даже на дорогах с повышенной транспортной нагрузкой.Для его производства используется щебень с фракцией от 5 до 40 мм.
Для укладки асфальтобетона на дороги могут применяться разные технологии укладки. Горячий метод предполагает нагревание асфальтобетонной смеси до температуры 110-130°C. Этот способ позволяет создавать прочное и долговечное покрытие. Но используют этот метод только при температуре воздуха не ниже 5°C. Холодный метод укладки можно применять в любое время года, но покрытие получается не таким прочным. Поэтому загруженные дороги таким способом не делают. Еще более прочное основание можно получить с помощью литого асфальтобетона. Его укладывают с предварительным разогревом до 190-250°C. Но, как и в случае с горячим методом укладки, здесь нужна плюсовая температура воздуха.